Одна из важнейших целей воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) – познакомить малышей с героической историей своей страны. При этом крайне важно, чтобы информация была подана в доступной форме, с учетом специфики детского восприятия. Этот вопрос особенно актуален в преддверии 80-летия победы в Великой Отечественной войне, когда в учебных заведениях проводят соответствующие мероприятия и организуют тематические экспозиции. В детских садах такие экспозиции могут быть решены в двух форматах: мини-музей или патриотический уголок.
Выбор локации
Для организации экспозиции можно отвести отдельную зону в местах общего пребывания (холл, коридор) или в групповом помещении. Каждый из вариантов имеет свои положительные и отрицательные стороны:
- Групповое помещение. Такое расположение позволяет воспитателю в любой момент обратиться к представленным материалам, а малышам дает пищу для размышлений и является поводом задавать вопросы. При этом для других детей доступ к экспонатам ограничен.
- Холлы и коридоры. Расположенную в общедоступном месте экспозицию дети могут обсуждать совместно с родителями, она доступна для всех воспитателей в любое удобное время. Но следить за сохранностью экспонатов значительно сложнее, а значит, особо ценные и хрупкие предметы размещать здесь не стоит.
При выборе следует ориентироваться на состав выставки и площадь, которая требуется для ее организации. Чтобы отделить экспозицию от остального пространства и вызывать у малышей интерес, для оформления стен в детском саду обычно используют яркие драпировки.
Состав экспозиции
Для дошкольников слово «война» является абстрактным понятием, сложным для понимания. Всю информацию они воспринимают через призму собственного небольшого опыта, а также с помощью тактильного контакта и визуальных образов. Поэтому оформление музея, а также патриотического уголка в детском саду или ином ДОУ предполагает наличие следующих элементов:
- иллюстрации, например, изображения боевых наград;
- фотографии, в том числе в виде копий газетных вырезок;
- макеты боевой техники, панорамы;
- стеллажи с детскими книгами о войне;
- распечатки стихов и цитат;
- предметы военного быта;
- творчество самих дошкольников – рисунки, аппликации, поделки.
Возможность увидеть, прикоснуться, ощутить – важнейший инструмент для закрепления знаний, полученных ребенком.
Расположение экспонатов
Чтобы удержать внимание дошколенка, рекомендуется размещать предметы в горизонтальной и вертикальной плоскости, на разных уровнях. Достичь этого можно при помощи стеллажей, стендов, полок. Можно прикрепить к потолку несколько крючков, чтобы добавить вертикальные элементы.
Вот несколько принципов, которые помогут сделать работу экспозиции максимально эффективной:
- На горизонтальных поверхностях располагают предметы одного наименования, например, коллекцию военных головных уборов времен Великой Отечественной войны.
- Чтобы объединить экспонаты одной тематики и визуально отделить их от остальных, можно используют разноуровневые подставки.
- Для размещения иллюстраций, схем, карт применяют стенды. Они также позволяют создавать трансформирующиеся мобильные композиции.
- Пояснительные тексты делают по возможности краткими, используют крупный шрифт.
Дизайн музея истории в детском саду должен быть ориентирован на детей дошкольного возраста, для которых большое значение имеет не только познавательная ценность материалов, но их привлекательность.